Муаммар аль-Каддафи
Изратина. Белая книга
(перевод с английского с небольшими сокращениями)
Нижеследующая Белая книга рассматривает проблему серьезным, объективным и нейтральным образом. Она направлена на справедливое и окончательное решение "Ближневосточной проблемы", как ее часто называют, и избавлению региона от пагубного влияния насилия, войны и разрушений.
Работа, обобщая предложения по урегулированию ближневосточной проблемы, выдвигавшиеся ранее как арабами, так и евреями, а также третьими сторонами, доказывает правильность предлагаемого решения. Ни одна другая концепция не способна решить эту проблему.
Палестина
Таково историческое название этой страны, отраженное в писаниях и летописях. Оно происходит от названия исконных обитателей страны - филистимлян, о которых пишет Ветхий Завет. Название сохранилось и во времена британского мандата на управление этой территорией. Этот факт признавался всеми, в том числе приверженцами сионистского движения. Слово "Палестина" ("палестинский") содержалось в наименованиях сионистских организаций и газет и даже в сионистских гимнах. Как пишет основатель движения Херут Шмуэль Кац, эта земля именовалась Палестиной вплоть до создания израильского государства.
История Палестины похожа на историю других стран региона: страна, населенная разными народами, управление которой переходило из рук в руки разных племен, народов и народностей, некоторые из них были иммигрантами, некоторые - захватчиками, страна, пережившая много войн и волн иммиграции со всех концов мира. Ни один народ не вправе утверждать, что это только его земля, равно как ни один народ не может с полным основанием назвать своей какую-либо определенную часть этой земли.
Государство для евреев
Идея создания еврейского национального государства принадлежит Теодору Герцлю и его современникам, которые предлагали учредить его на Кипре, в Аргентине, в Уганде, в Джебель аль-Ахдар, в Палестине или на Синае. Поводом для таких предложений стали преследования евреев в Европе в предгитлеровские времена. Таким образом, история подтверждает, что Палестина не считалась единственно возможным национальным очагом для евреев.
Декларация Бальфура
Мотивация этого документа скорее сотояла в стремлении очистить Европу от евреев, чем в симпатии к ним.
Преследования евреев
Судьба была неблагосклонна к евреям. Они подвергались страданиям от рук правительств, вождей, других народов с древнейших времен. Евреев высылали, брали в рабство, уничтожали, подвергали дискриминации и преследовали всеми возможными способами египтяне, римляне, англичане, русские, вавилоняне, ханаанеи, а позже - гитлеровцы.
Арабы и евреи
Исторически между арабами и евреями нет враждебности. Евреи - двоюродные братья арабов из колена авраамова. Во времена преследований евреев арабы приглашали евреев укрыться в Медине, выделяли им земли в Вади-аль-Кура. Во времена пророка Мухаммеда евреи подвергались нападениям, так же как курейшиты, отказавшиеся принять ислам, и арабские племена, принявшие ислам, но позже отказавшиеся от него. Евреи, наряду с арабами, были высланы из Андалусии в конце 15-ого столетия и нашли убежище в арабских странах - в каждой из них появились еврейские кварталы. Там они жили в мире и дружбе со своими братьями арабами.
Проекты единого государства:
- Британские предложения
a) План Волкхоупа
Предложение британского верховного комиссара в Палестине в начале 30-х гг. предусматривало создание Палестинского законодательного совета, сотоящего из 11 мусульман, 4 христиан и 7 иудеев - соответственно демографическим пропорциям населения Палестины в то время.
b) План Ньюкомба
i) Создание независимого суверенного палестинского государства
ii) свобода вероисповеданий
iii) широкое местное самоуправление
iv) децентрализация
c) Британская Белая Книга 1939 года
i) Независимое федеративное палестинское государство
ii) Консультативный совет, включающий Арабов и Евреев
iii) Исполнительный совет, включающий Арабов и Евреев
d) План лорда Морсона
i) Центральное правительство
ii) Четыре административных области: еврейская, арабская, Иерусалим и Негев
iii) Местное правительство и исполнительный совет для каждой области
Все эти проекты были отвергнуты по несущественным причинам: из-за неудовлетворенности размером областей, отведенных той или иной стороне, разногласий по срокам окончания британского мандата или вопросов, касающихся числа иммигрантов.
- Сионистские предложения
1) Первое предложение исходило от "Федерации мира", возглавляемой Рабби Бениамином, которая предлагала двухнациональное государство. Они предупреждали, что отказ от концепции единого двухнационального государства не принесет евреям мира. Случилось именно то, что они предсказывали.
2) Конфедеративное или федеративное решение предлагалось Меиром Имитом, видным лидером организации Хагана, депутатом кнессета и министром. Он считал, что стратегическая уступка оккупированных территорий - Синая, Голан, Западного берега и Газы - равносильна одностороннему отказу от существенных приобретений без какой-либо компенсации. Он приводил примеры Европейского союза, США, переживших, по его словам, до 1789 года 13 лет беспорядков и суматохи, Нигерии - многонационального государства.
Он писал, что создание независимого палестинского государства представляет угрозу и выдвигал идею федеративного государства со столицей в Иерусалиме.
3) Предложения германских сионистов. 12-я конференция сионистов Германии (структуралистской школы), созванная 11 сентября 1921 года, приняла концепцию единого государства для обеих сторон и "установление, в союзе с арабским палестинским народом, территории совместной безопасности в развивающемся государстве, структура которого гарантирует национальное развитие наших двух народов без внешнего вмешательства".
- Арабские предложения
1) Первое предложение короля Абдаллы
i) Единое королевство
ii) Администрация, избранная евреями в местах их проживания
iii) Единый парламент с пропорциональным представительством народов
iv) Смешанный кабинет
2) Второе предложение короля Абдаллы
Раздел Палестины между Ливаном, Иорданией, Египтом и евреями.
3) Предложение Нури Саида (1942)
i) Единое государство
ii) Еврейская автономия в этом государстве
Все предложения до 1948 года предусматривали единое государство и такой подход к евреям, который ныне наблюдается по отношению к палестинцам - предложение им автономии.
Отказ от создания единого государства - историческая ошибка, лежащая в основе сегодняшней трагедии. Одностороннее провозглашение государства - тоже ошибка: концепция разделения потерпела провал и потерпит его еще раз. До 1948 года евреи были меньшинством в Палестине, претендующим на самоуправление на своих территориях. Палестинские арабы составляли большинство, почему они и отклонили резолюцию ООН о разделе территорий в 1947 году. После 1948 года ситуация стала обратной: палестинцы оказались в меньшинстве в результате войн 1948 и 1967 годов, евреи составили большинство на территории, названной Израилем и предложения о самоуправлении были сделаны арабам, так же как в предыдущий период они делались евреям.
Окончательное историческое решение предлагается в данной Белой Книге
Этот обзор различных предложений и планов показывает, что проект единого государства в Палестине был на столе переговоров. Отказ от него стал причиной трагедии, переживаемой регионом сегодня. Альтернатива единому государству - это то, что мы имеем сегодня.
Два государства: Риск и недоразумение
Один израильский исследователь и бригадный генерал, служивший на Западном Берегу в 1974-1976 годах, сказал, что согласиться с разделом Палестины или с внешним управлением израильской территорией невозможно по следующим причинам:
Западный Берег - это горная территория шириной 50 км и высотой до 1000 метров. Она находится над жизненно важными центрами Израиля - прибрежной равниной шириной 14-20 км. 67% израильского населения и 80% промышленности сосредоточены на этой территории. Иностранное присутствие на Западном Берегу угрожает безопасности центральных районов Израиля и является недопустимым.
Бригадир Меир Баэль - преданный сторонник левого крыла сионистов и член Совета мира - подчеркивает: "Наши права на Западный Берег исторически обусловлены, и многие называют эту территорию сердцем еврейской нации."
Другой израильский бригадный генерал, Арие Шалев, пишет: "глубина Израиля между Тулкармом и Натаньей составит всего 15 км, а между Калькилией и побережьем Эрцлия - всего 14 км. Израиль был бы таким образом беззащитен из-за нехватки стратегической глубины перед лицом любой угрозы. В случае войны, вспыхивающей на Западном берегу, Израиль будет разделен на две или три части, если арабская армия достигнет побережья." Он отметил: "Политика Израиля отравляет идею сионизма о построении единого государства для двух наций".
Профессор Шломо Эвнери пишет: "Израильско-палестинский конфликт отличается от всех других конфликтов XIX и XX веков, которые представляли собой, в основном, пограничные споры, хотя многие из них длились более ста лет. Израильско-палестинский конфликт - это борьба между двумя сторонами, каждая из которых считает одну и ту же территорию своим владением, частью своей страны." В такой ситуации либо одна из сторон уничтожит другую, либо будет достигнут компромисс. Компромисс состоит в создании единого государства, чтобы каждая из сторон осознавала всю спорную территорию своей и не была лишена никакой ее части.
Далее профессор Эвнери пишет: "Я не поддерживаю создание палестинского государства на Западном Берегу и в полосе Газа, поскольку невозможно лишить миллион палестинцев, живущих к востоку от Иордана их палестинской идентичности. Палестинское государство на Западном Берегу и в Газе не решит проблемы беженцев, находящихся в Ливане и Сирии, потому что эти территории не в состоянии принять столько людей.
Яху Шифат Херкаби, сионисткий стратег и иследователь, университетский преподаватель, пишет: "Создание Организацией Освобождения Палестины государства на Западном Берегу и в Газе - тактический ход в отношениях с Израилем. Она (ООП) потребует большего, развернет борьбу за достижение своих целей. Создание государства на Западном Берегу и в Газе лишь откладывает борьбу на более позднюю фазу. Маленькое независимое палестинское государство будет подвержено давлению со стороны Иордании и Израиля, что неизбежно приведет к борьбе и насилию."
Мати Штейнберг, лектор Еврейского университета также считает, что создание палестинского государства не является окончательным решением проблемы, которая остается нерешенной. Он также опасается, что требование самоопределения подхватят т. наз. израильские арабы и иорданские палестинцы.
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
Изратина: Единое государство для евреев и палестинцев
Предпосылки
Возвращение палестинских беженцев и перемещенных лиц отовсюду, где они находятся. Несправедливо было бы разрешать это тем евреям, которые по происхождению не имеют отношения к Палестине, как и их предки, и отрицать такое же право за арабами, покинувшими Палестину сравнительно недавно - после 1948 года. Это обоснование является еще более убедительным, учитывая, что евреи утверждают, что не выселяли палестинцев, но что палестинцы, поверив ложной пропаганде, сами покинули свои дома. Достаточно напомнить, что Шмуэль Кац, депутат первого Кнессета и лидер Херута, цитировал Глабб-пашу: "Арабское население, охваченное паникой, покинуло свои деревни, не подвергаясь никакой угрозе во время войны."
Шмуэль Кац пишет: "Журналисты, освещавшие войну 1948 года, большинство из которых были враждебно настроены по отношению к евреям, писали о бегстве арабов. Но они не утверждали, что бегство было вынужденным. Они даже не намекали на это." Шмуэль Кац и другие сионистские авторы полагают, что массовое бегство арабов произошло под воздействием лживой пропаганды, повествующей о резне, устроенной евреями, и отрицают факт массовых убийств в печально известной деревне Дейр-Ясин.
Итак, можно сказать следующее:
Первое. Палестинцы населяли эту землю, владели домами и участками на ней до 1948 и 1967 годов.
Второе. Они покинули эту землю в 1948 году, бросая свои дома и фермы, опасаясь резни, вне зависимости от того, происходила ли эта резня в действительности.
Третье. Видные деятели и ученые сионистского движения, включая участников войны 1948 года, утверждают, что евреи не изгоняли палестинцев из Палестины, а в действительности арабы поверили кошмарным слухам и покинули Палестину.
Четвертое. Число покинувших Палестину довольно значительно.
Эти выводы помогут нам в решении проблемы.
Евреи, как следует из вышеизложенного, не питают ненависти к палестинцам. Они не стремились изгнать палестинцев. Они не устраивали резни, о которой ходили слухи. И даже резни в Дейр-Ясин не было на самом деле. В действительности это арабские государства напали на Палестину и устроили войну против евреев.
Чтобы найти решение, согласимся поверить во все вышеуказанные утверждения и вернемся к началу - к вопросу о возвращении палестинцев, покинувших Палестину в 1948 и 1967 годах. Евреи подчеркивают, что они не высылали палестинцев, которые покинули свою землю по причинам, изложенным выше, что означает, что даже евреи, оккупировавшие их земли, не возражали, чтобы палестинцы остались там. Здесь лежит ключ к решению проблемы: возвращение палестинских беженцев вернет все на свои места, это будет выполнением резолюции ООН от 11 декабря 1948 года которая в статье 11 призывает к возвращению беженцев.
Чтобы решить проблему, давайте изучим уроки истории. Ветхий Завет и история региона говорят о том, что в Палестине сменилось много племен и народов. Она была объектом борьбы как единое целое, а не какая-то часть территории. Палестинцы были исконными жителями Палестины - от них происходит ее название, а евреи до 1948 года также называли эту землю Палестиной.
И, как мы заявили выше, и как свидетельствует история региона, никто не имеет права владеть всей Палестиной и никто не имеет права "подарить" часть Палестины кому-либо другому.
Неизбежный провал разделения
Два соседних государства
1) Прежде всего, не существует двух соседних стран: они тесно переплетены одна с другой как демографически, так и географически.
2) Глубина территории так наз. Израиля после создания другого государства на Западном Берегу составит лишь 14 км. Израильтяне никогда не допустят этого.
3) Все прибрежные города будут в пределах досягаемости полевой артиллерии и артиллерии средней дельности из любой точки Западного Берега.
4) См. замечания в разделе "Два государства: Риск и недоразумение"
5) Любая буферная зона стала бы источником угрозы безопасности и объектом для схватки за контроль над ней. Буферные зоны во всемирной истории породили немало войн и конфликтов.
6) Палестинцы не согласятся существовать в маленьком независимом государстве. Они хотят государства, способного защищаться. У них должно быть право вооружаться в той же степени, в какой у соседних стран. Это естественное и законное право, против которого не может быть возражений.
7) Вся территория, от реки Иордан до Средиземного моря, недостаточна для двух стран.
8) Западный Берег и полоса Газа недостаточно велики, чтобы принять всех беженцев, даже только из Ливана и Сирии, не говоря уже о рассредоточенных по другим государствам.
9) Это проблема лиц, перемещенных в недавнее время. Куда им направиться? Западный Берег и Газа - не для тех, кто выслан из других областей.
10) Так называемое государство Израиль не столь велико, чтобы принимать новых иммигрантов.
11) Ассимиляция уже происходит и может стать моделью для объединения двух сторон в едином государстве. Такая ассимиляция представляет собой основу для построения единого государства.
В так называемом государстве Израиль один миллион палестинцев. Они обладают израильским гражданством и принимают участие в политической жизни наряду с евреями, создавая политические партии. Со временем их численность возрастет до нескольких миллионов. То же самое произойдет с еврейскими поселениями на Западном Берегу и в Газе. Сейчас там сотни тысяч евреев, со временем их число вырастет до миллиона и больше. Так называемое государство Израиль, созданное в 1948 году, не является государством только для иудеев. Там проживают также христиане, евреи-католики, мусульмане, друзы, фалаши и другие.
12) Существование каждой стороны зависит от другой. Израильские заводы рассчитаны на палестинских рабочих, происходит обмен товарами и услугами между сторонами.
13) Известный сионист Меир Баэль, процитированный выше, отмечает: "Каждый год две группы [т.е. палестинцы и евреи] все больше ассимилируются. С одной стороны ассимиляция происходит в еврейских поселениях, с другой - в виде массированного привлечения арабской рабочей силы в Израиле.
В каждом построенном доме, в каждом засеянном поле, на каждом заводе, требующем рабочей силы, в каждом отеле, ресторане и дворницкой артели, в каждой услуге - труд десятков тысяч палестинцев из всех областей страны, работающих ежедневно - молодых людей из Наблуса, Газы, Тибы, Галилеи и Хеврона. Принимая во внимание такое положение дел, просто невозможно разделить Палестину на два государства. При разделе не будет ни государства, именуемого Израиль, ни государства Палестина. Те, кто призывает к разделу Палестины, либо несведущи в истории и демографии региона, либо хотят избавиться от проблемы, переложив ее на плечи евреев и палестинцев. Может показаться, что таким образом можно решить проблему, но на самом деле это лишь заложит основу для нового конфликта.
Земля предков / Обетованная земля
Палестинцы рассматривают прибрежные города Акка, Хайфа и Яффа как свои города, поскольку это земли их предков, переходившие по наследству от поколения к поколению. Еще недавно они жили здесь, и об этом свидетельствует то, что ныне они живут в лагерях беженцев. Откуда появились обитатели лагерей на Западном Берегу и в Газе? Они происходят не с Западного Берега и не из Газы, они попали сюда вследствие войны 1948 года.
Эти люди никогда не согласятся на меньшее, чем земля их предков, которую они покинули в 1948 году. А беженцы, которые живут в лагерях в Ливане и Сирии? Где их земля, земля их предков? А палестинцы диаспоры? Что же касается евреев, то для них Западный Берег -- их Святая Земля, если не сердце еврейской нации. Они называют эту землю не Западный Берег, а Иудея и Самария. Как можно лишить людей земли их предков? Как можно лишить народ священной для него земли?
Алов Эрабин, сионистский ученый, пишет, что проблема состоит в конфликте двух народов за один участок земли. Хаиму Вейцману принадлежит знаменитое высказывание 30-х годов: "Проблема в том, что обе стороны правы." Какую мы можем предложить им замену? Это невозможно и недопустимо. Евреи, особенно - религиозные, не согласятся ни на какую замену этой земли, которая, по их убеждению, священна. Палестинцы, прежде всего - радикалы, не согласятся ни с какой заменой земли их предков.
Если будут созданы два маленьких государства, каждая сторона продолжит борьбу против другой, чтобы жить на земле своих предков, в случае палестинцев, или на Обетованной Земле, в случае евреев.
Решение состоит в том, чтобы извлечь преимущество из нынешних обстоятельств и исторической действительности и создать государство Изратина как для палестинцев, так и для израильтян, с полной свободой передвижения. Кто верит, что Западный Берег - его земля, сможет жить там или ездить туда. Аналогично палестинцы, которые хотят жить в прибрежных городах Акка, Хайфа, Яффа, Тель-Авив, Джадваль и др. или посещать их, должны иметь такую возможность. Это вернет ситуацию к той, которая была здесь в прошлом, и таким образом положит конец несправедливости и обездоленности, исторически необоснованной вражде между евреями и арабами. Евреи на этой территории враждовали с римлянами и позже - с европейцами.
Именно арабы приютили евреев и защищали их от преследования римлян и английских королей, а также после их высылки из Андалусии.
Алов Эрабин, цитированный выше сионистский исследователь, пишет далее: "Палестинцы спрашивают: "Почему именно мы расплачиваемся за преследование евреев в Европе?" Не палестинцы преследовали евреев. Евреи говорят: "Мы не высылали палестинцев" и "Это арабские страны начали войну в 1948 году".
Это свидетельствует в пользу решения, состоящего в создании государства, асимилирующего обе стороны.
Алов продолжает: "Встреча израильтян и палестинцев - встреча двух народов, переживших жестокие и болезненные трагедии, которые другие старались не замечать. Он добавляет, обвиняя палестинцев в отказе принимать евреев, преследуемых в Европе: "Несомненно, палестинцы имели для этого основания. Где еще мы когда-либо видели народ, добровольно отказывающийся от части своих земель в пользу другого народа для создания им собственного территориального образования?" Алов ссылается на действия палестинцев перед лицом иммиграции евреев, не имевших отношения к Палестине и рассматривавших Уганду или Аргентину как потенциальную родину.
РЕЗЮМЕ
1) Спорная территория - слишком мала для двух государств.
2) Два государства неизбежно придут к конфликту, поскольку земли каждого из них, как они считают, составляют часть земли другого, и каждое из двух маленьких государств будет ощущать угрозу со стороны другого.
3) Территория не способна поглотить всех еврейских иммигрантов и палестинских беженцев.
4) Каждая из сторон имеет поселения на земле другой стороны. Как минимум миллион палестинцев живут в так называемом государстве Израиль и минимум полмиллиона израильтян живут на Западном Берегу и в полосе Газа. Там же живут общины друзов, католиков, христиан и мусульман. Территория создает условия для ассимиляции.
5) Рабочие на израильских заводах - палестинцы.
6) Существует взаимная зависимость, если не сказать "интеграция" в области товаров и услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Возвращение палестинских беженцев и перемещенных лиц в свои дома.
2) Единое государство - по примеру Ливана.
3) Свободные выборы под контролем ООН в первый и второй раз.
4) Отказ от оружия массового поражения в новом государстве и - если оно существует - на всем Ближнем Востоке.
5) Ближневосточный конфликт должен закончиться. Новое государство будет похоже на Ливан. Оно будет международно признано и сможет вступить в Арабскую лигу.
Могут быть возражения против названия страны, но они бесполезны, вредны и мнимы. Возражающие полагаются более на свое сердце, чем на разум. Мы должны сделать выбор между двумя альтернативами: безопасность евреев, живущих с палестинцами в едином государстве; или сохранение названия ценой жертвования безопасностью евреев, миром на Ближнем Востоке и во всем мире.
Мы не должны прислушиваться к голосам старой гвардии с мышлением времен II мировой войны; мы должны прислушаться к молодежи, поколению глобализации, поколению будущего.
Именно старое мышление лежит в основе существующей трагедии.
Еврейское государство подвергается арабской и исламской угрозе, а смешанное государство мусульман, евреев, арабов и израильтян никогда не окажется под угрозой арабского или мусульманского нападения.
С 1967 года страна развивается как единое еврейско-арабское государство. Даже атаки федаинов предпринимались извне.
Нынешние атаки федаинов предпринимаются не "арабами 1948 года", как их называют, а палестинцами, не включенными в число так называемых "израильских арабов". Это говорит о неизбежном успехе единого ассимилированного государства - Изратины.